Современная леди

Как научиться пересказывать прочитанное

Содержание

Как научить ребенка пересказывать текст, обучение пересказу дошкольника и младшего школьника

Как научиться пересказывать прочитанное

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать. Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами.

Пересказать текст – значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.

Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

Как научить ребенка пересказывать текст?

Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе. Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста. А лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы – со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина.

Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны.

Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял».

Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает.

Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь.

Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка).

Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста.

Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст – понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации

О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя.

Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат.

После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово.

Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.

Спросите ребенка: “Понравился ли ему ваш совместный пересказ?”. Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать. А вы наверняка что-то упустите. Если не понравился, спросите: “Чем?”, “Что было не так?”. И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся! В следующий раз у нас обязательно всё получится!

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/pereskaz-teksta.html

Практические советы по скоростному запоминанию крупных текстов

Как научиться пересказывать прочитанное

Часто перед человеком встаёт проблема, как быстро запомнить текст. Особенно сложным это бывает в случаях, если объём информации крупный, а тема не досконально изучена. Так как, запомнить текст с первого раза практически не удаётся никому, следует воспользоваться особыми приёмами.

Главное правило для желающих научиться быстрому запоминанию – умение внимательно вчитываться в материал и постараться уяснить основную мысль. Бездумное заучивание даёт минимальную пользу. О том, как научиться быстро и эффективно запоминать текст, расскажет данная статья.

Виды памяти

Большинство людей подсознательно пользуются одним из вариантов для того, чтобы запомнить информацию, связанную с органами чувств. Поэтому можно классифицировать виды памяти человека в психологии:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • моторная;

Некоторым для того чтобы быстро запомнить текст, обязательно нужно пробежать по нему глазами. Другие могут быстро отложить в памяти материал, лишь прослушав его.

Третьим проще всего удаётся запомнить информацию после того, как он собственной рукой перепишет или перепечатает текст.

Кинестетическая память позволяет быстро запоминать материал после того, как человек выполнит описываемые действия самостоятельно.

Существует ещё один вариант, как можно запоминать прочитанное — ассоциативное или образное запоминание. Способ основан на представлении в уме образа того, что требуется запомнить.

Использование записей

Но представить себе образно закон молекулярной физики, задействовать кинестетическую память практически не возможно. Сложный научный текст, прочитанный неоднократно, не откладывается в памяти.

Тогда, чтобы запомнить материал, следует выделить в нём опорные пункты. Их лучше записать в виде коротких фраз – тезисов. Опорные пункты составляют план, служащий шпаргалкой: большой текст ужимается в несколько раз.

Хорошо помогает план, составленный вопросами. Тезисы, являющиеся цитатами, отрывками, тоже помогают быстро заучивать материал.

А как лучше всего запоминать прочитанное, если переписать цитаты нет возможности? Тогда большой текст следует проработать прямо в оригинале. Карандашом цифрами обозначить опорные пункты, подчеркнуть главные мысли, сделать на полях свои заметки.

Графический метод

Прочитанное усваивается эффективнее, если человек построит графическую схему, вычертит чертёж, сделает набросок рисунка к материалу, придумает собственную пиктограмму.

Быстро отложится вся информация, если занести основные данные в таблицу. Этот способ называют графическим или схематизацией. Сейчас очень популярны интеллект карты или mind map.

Этот инструмент позволяет наглядно структурировать даже самую сложную для восприятия информацию.

Деление информации на части

Психологи, ищущие практические ответы на вопрос,  как лучше запомнить объёмный информативный текст, предлагают делить его на части. Учёные пришли к такому выводу, так как запомнить один большой текст сложнее, чем несколько более мелких. Разбивать материал нужно не более чем на 7 отрезков, связанных одной мыслью. Это называют структуризацией информации, помогающей запомнить материал.

Запоминать информацию поможет концентрация внимания на средней части текста. Замечено: начало практически не информативно, а конец обычно легко «цепляется» без усилий со стороны самого человека.

Постоянные напоминания

Если сроки не очень поджимают, например, есть в запасе пара дней, то отличный совет, как можно хорошо запомнить текст, прилагая к этому минимум усилий. Отрывки текста распечатывают на отдельных листочках, развешивают их повсюду: в ванной, в туалете, над кухонным столом, на балконе, в месте для курения.

Между делами взгляд обязательно зацепится за текст! Прочитанное даже против воли, мимоходом, отложится в памяти. Особенно эффективен этот способ для запоминания текста на английском языке, рядом с которым находится его перевод.

Несколько интересных упражнений для развития мозга и улучшения памяти:

Мыслить образами

Проблемно бывает быстро усвоить новые абстрактные понятия. Научиться переводить их в зрительные образы – один из вариантов запоминания. Особенно эффективен этот способ, если нужно заучить слова на английском. Здесь вариант обыгрывания по схожести произношения помогает быстро запоминать целые фразы.

Так как быстро запомнить скучный текст довольно трудно, можно разнообразить этот процесс. Например, после прочтения и пересказа отрывка, «награждать» себя прочтением смешного анекдота, физкультурными упражнениями или минутной вылазкой в любимую соцсеть – это действует лучше, чем беспрерывная монотонная зубрёжка.

Иностранные тексты

Так как запомнить объёмный текст на английском бывает много сложнее, чем на русском, то времени для его запоминания потребуется больше. Быстро выучить отрывок на иностранном языке можно с помощью аудио плейера.

Занимаясь делами, находясь в транспорте, следует прослушивать текст – мозг в это время требует «пищи», скучая, поэтому запоминать информацию ему интереснее.

Важно быть не просто слушателем, а вдумчивым собеседником: некоторые фразы на английском полезно повторять за диктором. Легко отложится материал, если делать к нему рисунки во время прослушивания. Полезно делать к рисункам оригинальные креативные подписи на английском языке.

Короткие полезные советы

  1. Очень легко откладывается в мозгу материал, прочитанный непосредственно перед засыпанием. Лучше всего сразу же после пробуждения повторить прочитанное перед сном.
  2. Полезно научиться мысленно связывать прочитанное с тем, что уже давно известно.

    Как легко запомнить тот текст, который понятен, в котором нет нового, известно каждому.

  3. Рекомендуется придумать весомый стимул для запоминания информации, пообещать награду. Действует стимуляция даже в отношении себя. Лучше этот способ работает, если о награде будет сказано вслух в присутствии кого-нибудь.

  4. Выделив из материала ключевые, опорные слова, хорошо использовать их в своей речи каждые полчаса. Даже большой текст на английском отложится в памяти прочнее, если время от времени произносить вслух одно из опорных слов – память тут же сработает на подсознательном уровне и «подсунет» связанную со словом информацию.

  5. Пересказ небольших отрывков вслух (лучше всего заинтересованному слушателю), способствует тому, что текст усваивается эффективнее. Тексты на английском также лучше не повторять дословно, а пересказывать по-своему.

  6. Так как запомнить прочитанный сложный текст с первого раза трудно, следует выделить трудные отрывки и перечитать несколько раз.

Чем чаще Вы будете тренироваться — тем лучше будет результат.

Читать далее..

Загрузка…

Источник: http://www.manalfa.com/samorazvitie/kak-bistro-zapomnit-tekst

Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу

Как научиться пересказывать прочитанное

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия.

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа Описание Возможные проблемы Как это исправить
Подробный, близко к тексту Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу Неумение начать пересказ Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Обеднение языка Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Скучность пересказа Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа Нарушается логика повествования или исключаются важные факты Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

  • Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: «Да ты что! А он что? А ты что ответил?»
  • Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию «страшных историй» (помните, как в детстве дети рассказывают о «черной руке», «зеленом глазе» и прочих ужасах).
  • Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Метод «снежного кома». Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.

Источник: http://pedsovet.su/liter/6269_kak_nauchit_rebemka_pereskasyvat_text

Секреты успеха для быстрого запоминания любого текста

Как научиться пересказывать прочитанное

У каждого из нас были ситуации, когда в короткие сроки нужно запомнить большой объём информации. Будь то школа или университет, мы часто ломали голову, думая о том, как быстро запомнить текст, особенно если до экзамена остаётся одна ночь.

Легко и главное быстро воспроизвести в памяти и рассказать текст помогут простые способы, которые уже не раз проверялись на практике.

Однако помните, что память и, соответственно, способности к запоминанию у всех отличаются, поэтому нужно подобрать способ под себя или же составить свой собственный, опираясь на опыт и приведенные здесь рекомендации. Итак, рассмотрим некоторые популярные методы.

«Классический»

  1. Первым делом нужно подготовить организм к скорой работе. В этом отлично поможет прогулка в парке, минут на 15-20; езда на велосипеде, прыжки через скакалку или плавание. Главное не перенапрячь себя.
  2. Место, где предстоит запоминание текстов, не должно Вас ничем раздражать; желательно пусть оно будет тихим.

    Главное – иметь возможность сосредоточиться.

  3. Далее можно приступать к прочтению текста. Читайте внимательно, понимая его смысл. Обязательно узнайте в толковом словаре значения всех неизвестных слов.

  4. Разделите текст на 7-9 смысловых частей (именно столько может удержать наша краткосрочная память), каждую из которых нужно озаглавить цитатой из этого фрагмента, выражающей главное. Записав все заглавия, у вас получится план. Его, для надёжности, можно несколько перечитать.
  5. Начните перечитывать первый фрагмент.

    Сначала пробуйте рассказать одно предложение, затем второе, третье и т.д. После соберите всё воедино и перескажите часть, не забывая опираться на цитату из плана. Повторите тоже самое с остальными частями.

  6. Если все смысловые фрагменты запомнены хорошо, приступайте к пересказу всего текста целиком.

    Чаще всего, отдельные слова или фразы никак не могут запомниться и постоянно забываются. Если такое произошло, запишите их на листочке, в который изредка посматривайте, пока слова не отложатся в голове.

  7. Теперь можно сделать небольшой отдых, старайтесь минут 30 не думать о тексте; займитесь другими делами.

  8. Спустя время, ещё пару раз повторяем его. Ложитесь спасть пораньше, чтобы хорошо выспаться. Используя этот приём, даже сложный параграф будет казаться вам простым и понятным.

«Древнеримский»

Метод впервые описал Марк Туллий Цицерон – древнеримский оратор, который известен тем, что мог легко запомнить огромное количество фактов, дат и имён, не пользуясь при этом никакими записями. Способ поможет быстро научиться воспроизводить в памяти любую информацию. Итак, как пересказать текст, пользуясь методом ассоциаций?

Суть его заключается в создании ассоциаций. То есть в голове строится некая матрица, каждый элемент которой содержит в себе определённый образ.

В дальнейшем, при запоминании какой-либо информации, ключевые части текста должны ассоциироваться с тем или иным образом.

В среднем, человек может удержать более 100 различных образов, что позволяет эффективно запомнить большие объёмы текста, например параграф учебника.

Подробней остановимся на том, как создаётся матрица образов. Их лучше заимствовать из хорошо знакомой вам местности, например из комнаты или с места работы. Главное – ярко представлять все предметы, находящиеся там. Начинайте их перебирать.

Стул, диван, компьютер, телевизор, часы, тумбочка – все предметы должны быть чётко смоделированы у вас в голове. Чтобы не перепутать, какой элемент уже был, а какой не был, начните представлять, например, сначала левую сторону, затем противоположную и т.д.

Для создания большой матрицы используйте сразу несколько знакомых вам мест. Теперь вы знаете, как лучше запоминать прочитанное.

«Викторианский»

Метод, описанный преподобным Брейшоу, поможет запомнить любую дату. Он особенно полюбился студентам исторических факультетов, поскольку любой параграф легко запоминается. Научиться ему очень просто. Суть заключается в кодировании цифр буквами и последующее составление фраз. Адаптированный под русский язык код выглядит следующим образом.

Цифра123456789000
Буква б, в г, д ж, з к, л м н, п р, с, т ф х, ц ч, ш щ

Вариант использования кода: 1812 – бфбг (Бонапарт фырчал, Бонапарт гнал). Чем абсурднее фраза, тем легче она запоминается.

Несколько практических советов

  • Текст, который вы прочитаете прямо перед сном, запомнить гораздо проще. Утром можно ещё раз быстро взглянуть на него.
  • Не последнюю роль сыграет и стимул. Пообещайте себе какую-нибудь награду за проделанный труд. Например, выучив очередной параграф, угостите себя шоколадкой.
  • Делите информацию на смысловые части, на абзацы. Трудные отрывки перечитываются по несколько раз. Главное – частые тренировки.
  • Тренируйтесь на иностранных текстах. Здесь хорошо поможет аудирование; при этом лучше повторять за диктором все сказанные слова.

Кугушева Анна (11 , 4,09 из 5)

Источник: https://pamyatplus.ru/zapominanie/bystro-zapomnit-tekst.html

» Как научить ребёнка пересказывать текст?

Как научиться пересказывать прочитанное

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст.

Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом.

От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведения. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/kak-nauchit-rebyonka-pereskazyivat-tekst.html

Как быстро запомнить текст, если подводит память

Как научиться пересказывать прочитанное

Человеческая память — занятная штука: она хранит в себе гигабайты полезных (и не очень) сведений.

1. Особенности человеческой памяти

2. Три метода запомнить новое

2.1. Рациональное запоминание

2.2. Мнемотехническое запоминание

2.3. Механическое запоминание

3. Как быстро запомнить текст: изучаем популярные методики

3.1. Делаем записи

3.2. Строим графическую схему

3.3. Делим текст на части

3.4. Делаем напоминалки

3.5. Мыслим образно

3.6. Слушаем записи

3.7. Читаем вдумчиво

4. Полезные советы, как запоминать прочитанное

5. Небольшой совет

Человеческая память — занятная штука: она хранит в себе гигабайты полезных (и не очень) сведений, но при необходимости не сразу старается поделиться ими с носителем. Вы можете злиться, сетовать на свои способности, падать духом, но так и не вспомнить то, что вам было нужно!

Но что делать, если в какой-то момент понадобится запомнить сразу большой объем информации, а не маленький скромный текст? Можно ли вызубрить десятки книжных страниц, запомнить сотни цифр и тысячи имен? Существуют ли какие-то секретные приемы, позволяющие внедрять в мозг данные в “промышленных” масштабах? И как быть, если вы стоите на пороге сдачи важного экзамена, но не можете запомнить и трех слов?

Если у вас не получается запоминать прочитанное с первого раза, не стоит опускать руки, поскольку похвастаться такими способностями могут лишь единицы. Читайте материал редакции Today.kz, в котором мы с удовольствием расскажем вам о том, как быстро запомнить текст любого объема — так, чтобы он не выветрился из вашей головы через пару-тройку часов.

Особенности человеческой памяти

Память подразделяется на несколько типов: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, а еще тактильную. Любая из них содержит в себе определенную информацию, полученную индивидуумом в какой-то период жизни.

Однако если у одного человека легко и просто получается запомнить текст, прочитав его вслух, второй добьется больших успехов, проштудировав страницы глазами. Этот фактор нужно учитывать тогда, когда необходимо за короткий срок записать на подкорку головного мозга большой текстовый объем.

Три метода запомнить новое

Прежде чем рассказать о том, как именно можно это сделать, давайте разберемся в общих способах легко запомнить информацию. Методы универсальные и крайне полезные!

  1. Рациональное запоминание. Способ запоминать прочитанное, основанный на работе логической памяти, когда смысловая связь материала напрямую отождествляется с жизненным опытом ученика. Вы пропускаете текст через себя и свой багаж знаний, благодаря чему информация воспринимается легче, а у вас получается наизусть запомнить нужный материал.
  2. Мнемотехническое запоминание. Пожалуй, один из самых любопытных методов, который приходит на помощь, когда нужно запомнить текст большого объема. Происходит данный процесс за счет того, что во время изучения текста он перерабатывается в образы и ассоциативную связь. Например, в знакомые даты и имена, телефоны родственников или их адреса.
  3. Механическое запоминание. Иначе — обыкновенная зубрежка, которая хоть и считается не очень эффективным методом запоминания текста, но имеет право на существование. Минус в том, что информация, полученная во время зубрежки, может вылететь из вашей памяти в один момент и подвести вас на экзамене или во время сдачи отчета. Стоит отметить и то, что с годами способность к механическому запоминанию становится намного хуже.

Как быстро запомнить текст: изучаем популярные методики

1. Делаем записи

Помогает быстро освоить нужный материал так, чтобы он остался в памяти надолго, выделение в тексте опорных пунктов.

Другими словами — вычленение из потока информации коротких фраз и их формулирование в тезисы, представляющие собой план текста, сжатый в несколько раз. Особенно хорошо это работает, если тезисы собраны в виде вопросов, отрывков и цитат.

Обозначать их можно на полях простым механическим карандашом, чтобы, имея опорные пункты перед глазами, запомнить текст быстро и легко.

2. Строим графическую схему

Если вы относитесь к категории людей, которым удобнее работать с визуальными данными, воспользуйтесь следующим методом.

Усвоив прочитанное, составьте чертеж, графическую схему, какой-то набросок от руки или целую таблицу.

Это очень хорошо помогает запоминать прочитанное, особенно, если использовать интеллектуальные карты или mind map, позволяющие удобоваримо преподнести в графическом виде любую сложную информацию.

3. Делим текст на части

Опытные психологи, работающие с человеческой памятью и ее основами, рекомендуют пользоваться еще одним действенным методом.

Заключается он в том, чтобы разделить имеющуюся информацию на несколько частей (примерно на семь, но не более того) и связать их одной четкой мыслью.

Ведь если начало текста усваивается человеком хорошо, конец остается в памяти сам собой, то как запоминать прочитанное посередине? Структурировать информацию и сконцентрировать внимание на средней части текста.

4. Делаем напоминалки

Подойдет способ тем, у кого в запасе есть два-три дня до того, как нужно будет “сдаваться” боем. Подготовьте несколько листов бумаги, распечатайте на них отрывки текста и развесьте по всей квартире — особенно там, где бываете чаще всего. Пока вы будете заниматься привычными делами, мозг запомнит то, что видит.

5. Мыслим образно

Чтобы запомнить текст, нужно включить воображение, а вернее, попытаться перевести прочитанное в зрительные образы. Очень хорошо подходит этот метод для изучения иностранного языка, когда созвучие или аналогичность образов позволяет запоминать целые предложения (“Я ее люблю” — “Yellow blue”).

6. Слушаем записи

Очень удобный метод запоминания текстовой информации, когда вы занимаетесь привычными делами и одновременно осваиваете большой объем текста. Как это сделать? Включать плеер и наслаждаться происходящим! Только помните, что нужно быть не просто пассивным слушателем, а неким собеседником, внимательно повторяющим слова за автором текста.

7. Читаем вдумчиво

Запомнить текст помогает метод вдумчивого чтения, который подходит людям, желающим отложить в памяти информацию в ее дословном изложении. Например, так делают школьники, сдающие предмет, студенты перед экзаменом и актеры, которые за короткий срок должны освоить гигантский объем информации и запомнить свою роль.

  1. Начинаем с того, что читаем текст очень медленно и внимательно. Желательно делать это вслух — для того, чтобы уловить главную идею и сюжет, вокруг которого все вертится.
  2. Если объем информации очень большой, можно воспользоваться уже знакомой хитростью и поделить текст на несколько смысловых частей. После этого необходимо попробовать изучить каждую из них в отдельности, вычленяя нужные слова и фразы.
  3. Как только закончите, садитесь за стол и переписывайте все, что видите перед глазами вручную, не спеша и понимая суть написанного. Но это еще не все, потому что в голове осела лишь малая часть нужной информации, а как запомнить текст дальше? Пересказывая все, что выучили, упоминая самые незначительные детали и опираясь на ключевые слова.
  4. Когда не удается вспомнить что-то важное, не подглядывайте в бумажку, а постарайтесь справиться с задачей самостоятельно. Затем перепишите еще раз все, что вспомнили, не используя подсказки.
  5. Финальный аккорд — перечитать и пересказать текст еще раз, желательно перед тем, как ляжете спать. Оказывается, информация, полученная перед сном, оседает на подкорке головного мозга целыми пластами. Утром, повторяя пройденное, вы закрепляете его в своей памяти.

Полезные советы, как запоминать прочитанное

Для того, чтобы справиться с запоминанием больших текстов или регулярным освоением новой информации, можно воспользоваться парочкой хитростей, подсказанных нам природой.

  1. Один из приемов по запоминанию текста основывается на том, чтобы придумать какой-то стимул для обучения. Когда вы знаете, что будете награждены после упорных трудов, дело спорится быстрее и текст запоминается намного лучше. Тем более, что меру вознаграждения вы устанавливаете сами: пусть это будет именно то, чего вы так страстно желали, но не могли себе позволить.
  2. Поможет освоить новое выделение из текста ключевых слов, при этом очень важно, чтобы каждые полчаса вы постоянно их повторяли. Так вы сможете научиться поглощать в большом количестве иностранные слова или целые предложения.
  3. Наконец, можно пересказывать отрывки прочитанного вслух — как себе, так и небольшой, но заинтересованной аудитории. Вспомните, как вы раньше делали это, отчитываясь родителям о выученных уроках? Действуйте аналогичным образом, при этом лучше не повторять все дословно: вам нужно запомнить текст, пересказав его по-своему.

Небольшой совет

Тренируйте память, учите новые тексты и слова, больше читайте и тогда перед вами еще долго не встанет сложный вопрос о том, как быстро запомнить какую-то информацию, если она никак не хочет оставаться внутри вас. Ведь еще Наполеон I говорил, что голова без памяти похожа на крепость без гарнизона, так давайте сделаем все, чтобы в вашей “крепости” все всегда было в порядке!

Источник: http://today.kz/news/lajfhaki/2017-04-21/740779-kak-byistro-zapomnit-tekst-esli-podvodit-pamyat/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики